Меню
Репутация - наше богатство!
/   Вступило в силу новое законодательство об арбитраже (третейском разбирательстве)

Вступило в силу новое законодательство об арбитраже (третейском разбирательстве)

1 сентября 2016 года вступили в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитраже), а также Федеральный закон от 29.12.2015 №409-ФЗ (далее – Закон-спутник).

Основные новеллы законодательства об арбитраже:

1) Разграничены понятия «третейский суд» и «арбитражное учреждение».

В соответствии с Законом об арбитраже понятие «третейский суд» означает исключительно единоличного арбитра или состав арбитров, которые разрешают спор в порядке арбитража (третейского разбирательства). Это устраняет существовавшее ранее смешение понятий, когда «третейский суд» означал одновременно и третейских судей, и непосредственно учреждение, в рамках которого разрешается спор (т.н. постоянно действующий третейский суд).

Закон об арбитраже разграничивает данные понятия: так, состав арбитража (или третейский суд) занимается разрешением спора по существу, в то время как постоянно действующее арбитражное учреждение (ПДАУ) осуществляет организационно-технические функции по сопровождению разрешения спора (так называемое администрирование арбитража).

2) Установлен исчерпывающий перечень неарбитрабильных споров.

В соответствии с изменениями, внесенными в процессуальное законодательство Законом-спутником, среди категорий споров, которые не могут разрешаться в порядке арбитража:

  • банкротные споры;
  • неарбитрабильные корпоративные споры;
  • дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
  • дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • дела о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • споры, подсудные Суду по интеллектуальным правам;
  • споры о приватизации государственного и муниципального имущества;
  • споры, вытекающие из государственных и муниципальных контрактов.

3) Определен перечень арбитрабильных корпоративных споров и условия для их разрешения в порядке арбитража.

Новое законодательство об арбитраже выделяет три группы корпоративных споров: арбитрабильные, условно арбитрабильные и неарбитрабильные. При этом все корпоративные споры не могут рассматриваться в порядке арбитража ad hoc.

Арбитражные соглашения в отношении корпоративных споров могут быть заключены не ранее 1 февраля 2017 года. При этом предусматривается, что такое арбитражное соглашение может быть включено в устав юридического лица, в случае его единогласного одобрения всеми участниками юридического лица.

Перечень неарбитрабильных корпоративных споров является исчерпывающим и включает такие виды споров, как споры о созыве общего собрания участников юридического лица, об исключении участников из общества, отдельные споры, возникающие в отношении обществ, имеющих стратегическое значение и т.д.

Большинство корпоративных споров отнесены к категории условно арбитрабильных: это означает, что они могут разрешаться только в порядке арбитража, администрируемого постоянно действующего арбитражного учреждения, имеющего специальные правила (регламент) арбитража корпоративных споров. Целью данной новеллы является обеспечение соблюдения прав и законных интересов участников и акционеров юридического лица: так, в соответствии с Законом об арбитраже юридическое лицо обязано уведомить участников (акционеров) о наличии арбитража корпоративного спора и предоставить им соответствующие процессуальные документы; более того, любой участник (акционер) вправе присоединиться к арбитражу корпоративного спора на любом этапе.

Для разрешения так называемых безусловно арбитрабильных корпоративных споров наличия правил арбитража корпоративных споров не требуется, однако они также могут рассматриваться только в рамках ПДАУ. К таким спорам, в первую очередь, относятся споры, вытекающие из договоров купли-продажи акций и долей в уставном капитале хозяйственных обществ, то есть так называемые M&A споры.

4) Определен порядок осуществления государственными судами функций содействия и контроля в отношении арбитража.

Полномочия государственных судов по содействию и контролю в сфере арбитража установлены в статье 6 Типового закона ЮНСИТРАЛ, а также предусмотрены в национальном законодательстве большинства развитых арбитражных юрисдикций. Соответствующие новеллы предусмотрены также в Законе об арбитраже и предусматривают возможность сторон арбитража обратиться в государственный суд по определенным ключевым для разбирательства вопросам еще до вынесения арбитражного решения:

  • назначение арбитра, если арбитр не может быть назначен в соответствии с процедурой назначения, предусмотренной правилами арбитража и ил соглашением сторон;
  • разрешение вопроса об отводе арбитра, если в отводе было отказано уполномоченным органом ПДАУ;
  • разрешение вопроса о прекращении полномочий арбитра, неспособного осуществлять свои функции или не осуществляющего свои функции и отказывающегося от прекращения своих полномочий;
  • разрешение вопроса о наличии у состава арбитража компетенции, если состав арбитража признал наличие у него компетенции и сторона не согласна с таким решением.

Данный институт введен с целью устранения тупиковых ситуаций, а также для разрешения таких ключевых вопросов, которые в последующем могут стать основанием для отмены арбитражного решения, еще до его вынесения.

Стороны арбитража, администрируемого ПДАУ, вправе отказаться от обращения в компетентный государственный суд с заявлением о разрешении указанных вопросов путем заключения прямых соглашений. Прямые соглашения сторон не могут быть включены в правила арбитража арбитражного учреждения и должны быть включены непосредственно в арбитражную оговорку.

5) Установлен порядок создания и осуществления деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений, а также особые требования к таким учреждениям.

В соответствии с Законом об арбитраже ПДАУ могут теперь создаваться только при некоммерческих организациях.

Для осуществления деятельности по администрированию арбитража постоянно действующее арбитражное учреждение должно получить специальное право на осуществление такой деятельности, предоставляемое актом Правительства РФ на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции Российской Федерации. Закон устанавливает переходный период для получения такого права существующими постоянно действующими третейскими судами до 1 ноября 2017 года.

ПДАУ должно удовлетворять установленным законом требованиям: соответствие правил арбитража и списка арбитров положениям Закона об арбитраже, открытая и достоверная информация об учредителях (участниках) некоммерческой организации, а также репутация некоммерческой организации при которой создается ПДАУ.

Закон об арбитраже также устанавливает новые требования к содержанию правил (регламентов) арбитража ПДАУ (в том числе, правил арбитража корпоративных споров к рекомендованному списку арбитров ПДАУ, а также к организационной структуре ПДАУ. Так, в соответствии с положениями Закона об арбитраже рекомендованный список арбитров должен включать не менее 30 арбитров, из которых как минимум половина арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров споров не менее 10 лет, а как минимум треть – иметь ученую степень. Закон-спутник предусматривает возможность вхождения в списки арбитров в том числе судей в отставке.

Отдельные новеллы Закона об арбитраже призваны обеспечить прозрачность деятельности некоммерческой организации и ПДАУ. Так, на сайте некоммерческой организации должна размещаться информация об учредителях и составе органов управления, а на сайте самого ПДАУ – рекомендованный список арбитров, правила (регламенты) арбитража, а также информацию об органах ПДАУ.

Особые требования предъявляются к составу и порядку формирования коллегиального органа ПДАУ, разрешающего вопросы назначения, отвода и прекращения полномочий арбитров, – комитета по назначениям (Президиума).

Закон устанавливает специальные правила конфликта интересов в отношении деятельности ПДАУ: так, стороной арбитража, администрируемого ПДАУ, не может быть, в частности, сама некоммерческая организация, ее учредители (участники), а также лица, входящие в органы ПДАУ, и связанные с ними лица.

Иностранные арбитражные учреждения для администрирования арбитража на территории Российской Федерации также должны получить статус ПДАУ. Единственным требованием к иностранному арбитражному учреждению является наличие у него широко признанной международной репутации.

Информация о новеллах законодательства об арбитраже представлена также в презентации, подготовленной Арбитражным центром.

Более детальный анализ новелл содержится в курсе лекций Андрея Горленко (Ответственного администратора Арбитражного центра), размещенном здесь.

Возврат к списку